29.10.2017 11:16 Воскресенье
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от  27.10.2017 г.

В мире будет отмечаться 500-летие реформации, создавшей третью, северную ветвь христианства

Автор: Татьяна Снисаренко

В России исторически принято также называть протестантские церкви евангельскими.

В 2017 году в мире будет отмечаться 500-летие реформации, создавшей третью, северную ветвь христианства. Рождение и становление протестантизма в европейских странах изменили жизнь христиан Европы и Нового Света, оказали заметное влияние на католические и православные восточные церкви.

Истоки протестантизма

Христианство – самая крупная мировая религия как по численности верующих, которых около 2,3 миллиарда, так и по географической распространенности – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве – православие, католицизм и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в католической церкви в XVI веке.

Само слово «Протестантимзм» (от лат. protestatio, onis f [protestor] означает торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отдельных случаях – возражение, несогласие). Христианская ветвь – протестантизм, это одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов.

Реформация в России

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже – баптистская, пятидесятническая и другие. Количество последователей протестантских учений в мире на сегодня приближается к числу католиков, а именно около 1 миллиарда человек.

Россия не знала реформации европейского типа. Но во все времена на ее просторах находились искренние богоискатели, стремившиеся к чистоте раннего христианства, незамутненного человеческими традициями и послаблениями. При этом одни оставались в рамках официальной церкви, ограждаясь от мира строгой жизнью или уединением в монастыре. В других случаях христиане вольно или невольно вступали в конфликт с официальной церковью и объявлялись еретиками. Например, в конце XIV века в Пскове и Новгороде появились «стригольники», выступавшие против мздоимства и стяжательства духовенства. Церковный раскол XVII века и реформы императора Петра I, упразднившего патриаршество, подорвали легитимность официальной церкви и способствовали развитию массовых альтернативных религиозных движений.

В XVIII в. появились более серьезные движения, близкие по духу ранним европейским протестантам, например, молокане и духоборы. Молокане, в отличие от большинства религиозных диссидентов, считали основой своего вероучения не церковное предание, а Библию. По их мнению, чтение и познание Священного Писания заменяют собой все церковные таинства.

Сегодня насчитывается около двух миллионов российских протестантов.

В России исторически принято также называть протестантские церкви евангельскими, а протестантов – евангельскими христианами (от Евангелие (греч.) – благая весть).

Преследование протестантов

В 40-е годы XX века власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы, погибли в тюрьмах и лагерях. В годы войны правительство несколько ослабило жесткую опеку над религиозной жизнью народа. В 1944 году баптисты (еще одно направление протестантизма) и евангельские христиане объединились в союз, получивший название церковь евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ). Но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации, в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.И. Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». С момента этого объединения пятидесятники получили право собираться на служение в молитвенные дома евангельских христиан-баптистов.

Конец 50-х и начало 60-х годов были ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. Именно к концу 50-х – началу 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам».

Только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», ситуация изменилась.

Современный протестантизм

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения христиан веры евангельской пятидесятников: российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятников); российская церковь христиан веры евангельской (рцхве); объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ).

Пятидесятники принимают активное участие в общественной жизни страны, участвовали в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года, подписали договор об общественном согласии, участвуют в работе Комитета по связям с религиозными организациями при президенте РФ и кабинете министров РФ. Активно занимаются благотворительностью, работают в социальной, религиозной и нравственно-духовной сфере нашего общества.

Молокане в Приамурье

Первые молокане прибыли в Приамурье в 1859 г. Это были государственные крестьяне, высланные на Амур из Таврической губернии за исповедание христианской веры вне православия. Все они (36 человек обоего пола) входили в состав двух зажиточных семейств Кирея Попова и Матвея Лепехина, основавших летом 1859 г. на р. Зея, недалеко от Благовещенска, деревню Новоастрахановку (позднее стали называть Астрахановкой). Это были очень зажиточные люди, за свое проданное на родине с молотка имущество они получили 5700 рублей. Помимо этого, начальство Иркутска, куда они прибыли по этапу, выдало им на обзаведение дополнительно 100 рублей серебром на хозяина.

В дальнейшем, после отмены крепостного права, крестьяне из наиболее густо населенных губерний (Самарской, Тамбовской, Астраханской), приверженцы этого христианского вероучения, стали подавать прошения о переселении в амурские земли.

Развитие сельского хозяйства

В 1865-1866 году в Амурскую область переселилось 25 молоканских семей. На новых землях была объявлена свобода вероисповедания. Этим и воспользовались молокане. Догмой своего учения молокане считали Святое Писание, при этом они опирались на рациональное познание Бога. Именно это позволяло молоканам принимать все новое и передовое, помогало проявлять личную инициативу. В начале XX столетия количество проживающих на Амуре семей составило 28340 человек.

Исконные земледельцы–молокане искали места, которые по рельефу были близки к родным. Поэтому они стремились на открытые степные и лесостепные места на Зейско-Буреинской равнине. Местная администрация расселяла прибывших людей с учетом вероисповедания.

Помимо этого немало молоканских семей занималось сельским хозяйством, поселяясь на многочисленных заимках, которые назывались по фамилиям владельцев. Только в окрестностях села Садовое были заимки: Неверовская, Семерова, Косицынская, Алаторцева, Дружина. Возле Чуевки была заимка Василия Метелкина. Места от некоторых заимок еще кое-где видны, другие дали название лескам, так, в селе Садовое есть Косицын лес, возле Чуевки лес называется Метелкин куст.

Обращение в молоканскую веру

В более тяжком положении оказались на Дальнем Востоке крестьяне не молокане. По данным обследования 1912 года, по Приморскому краю из 5643 новоселов 2357 новоселов не имели до переселения лошадей, а по одной лошади имели 1346. Из 6042 крестьян-новоселов совсем без денег прибыли 1346, с 25 рублями – 770 и от 25 до ста рублей привезли 1359 переселенцев. А для обзаведения хозяйства нужно было как минимум 650-715 рублей. И многие из таких крестьян вернулись обратно в Центральную Россию.

Бедные крестьяне-молокане были в более выгодном положении, они получали поддержку от своих единоверцев. Отсутствие средств, необходимость кормить семью вынуждали новоселов – православных идти в услужение к хозяевам – молоканам. Такие крестьяне показывали полное невежество в знании православных канонов, правда, они почитали иконы, но зато хорошо знали нравы, обычаи молокан. В некоторых случаях совершался незаметный переход православных людей в молоканство. Что касается самих молокан, то они в открытую побаивались «совращать» православных. За этим строго следила и административная власть, и особенно церковная.

Молокане часто брали на воспитание сирот, предоставляли рабочие места обнищавшим в пути переселенцам, давали ссуды на приобретение инвентаря. Административная власть, а особенно церковная, часто обвиняла молокан за это, считая, что все это делалось из желания поставить остальных в экономическую зависимость.

Благовещенск – город молокан-монополистов

Из всех религиозных движений России, не входящих в православие, молоканство было наиболее многочисленным и, по некоторым данным, на начало XX века достигало одного миллиона человек.

В молоканском движении Дальнего Востока в начале XX века господствовали главным образом именно богатые предприниматели и землевладельцы, которые торговали лесом, строили предприятия, открывали пароходные кампании, владели огромными стадами скота и участками земли, оказывали большое влияние на всю экономическую и общественную жизнь края.

Город Благовещенск в начале XX века уже называли молоканским городом, где монополия в торговле мясом, хлебом и рыбой принадлежала молоканам, которые жили значительно богаче православного населения.

Аналогичное положение наблюдалось и в Николаевске-на-Амуре. «Молокане же торгуют в больших размерах соленой рыбой и сушеной рыбой-кетой, которую сами заготовляют в Николаевске-на-Амуре».

Многие предприятия мукомольной, лесопильной, сыроваренной и других отраслей промышленности Даль­него Востока и Амурской области принадлежали моло­канам. Имелись здесь в большом количестве и крупные фермерские хозяйства (заимки) молокан. Почти половину сельского населения краев составляли молокане.

Мятежи в молоканских селениях

По отношению к революции 1917 года молокане в России заняли враждебную позицию. Они выступили против политики новой власти, службы в Красной Армии, продразверстки и продналогов. Верхушка и зажиточная часть повела открытую борьбу, и во многих молоканских селах стали вспыхивать восстания, имевшие целью свергнуть большевистскую власть. Особенно широкие контрреволюционные мятежи имели место в молоканских селениях Амурской и Донской областей.

Одновременно с наступлением советской власти большим успехом у молокан стали пользоваться идеи евангельских христиан, которые в начале XX века быстро стали распространяться в России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18