Меню
16+

Газета БАМ

27.05.2016 17:30 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 25.05.2016 г.

Кого рота сопровождения ловила в поездах в лихие 90-е годы и почему полицейские женились на проводницах?

Автор: Максим Ермаков

Безопасность поезда Тында – Москва ценили не только тындинцы, но и «звёздные» пассажиры.

Построение личного состава Тындинского ЛО
Вячеслав Тарасов

Сегодня, когда мы покупаем билеты на поезд, обязательно обращаем внимание не только на их стоимость и комфорт вагона, но и на безопасность. Жителям амурской Тынды, которые обделены авиационным сообщением, особо выбирать не приходится: поезд в наших северных краях пока остаётся главным средством передвижения в Москву, Благовещенск, Хабаровск или Новосибирск. Несмотря на то что Тында официально давно перестала быть столицей Байкало-Амурской магистрали, а саму дорогу разделили на части Дальневосточное и Восточно-Сибирское отделения, поезда с нашего вокзала отправляются во всех направлениях. Незаменимым помощником бригад проводников для обеспечения безопасности пассажиров давно стала рота сопровождения поездов Тындинского линейного отдела МВД России на транспорте. О том, кого приходилось ловить в поезде в лихие 90-е годы прошлого века и почему полицейские женились на проводницах, нашему корреспонденту рассказали бывшие и нынешние представители легендарного подразделения Тындинского ЛО на транспорте.

Первые на сети железных дорог

Отдельная рота патрульно-постовой службы по сопровождению поездов в Тындинском ЛОВД на станции Тында (тогда именно так называлась эта структура) появилась в далёком 1994 году. Тогда она стала первой на сети железных дорог страны, которая сопровождала поезда дальнего следования с оборотом из пункта формирования 10 суток. «Боевое» крещение полицейские получили, охраняя общественный порядок в скором поезде сообщением Тында – Москва. Это сейчас можно сеть на машину и доехать до Благовещенска или Нерюнгри, чтобы улететь в Москву, а в то время железнодорожный состав пользовался у жителей Дальнего Востока и Забайкалья небывалым спросом. Целыми семьями тындинцы отправлялись в отпуск в Москву или ехали на нём домой после отпускного сезона.

Мы все помним, что лихие 90-е годы прошлого века были неспокойным временем. Процветала преступность, с экранов телевизоров не сходили новости о задержании каких-то авторитетов или совершении противоправных действий. Для кого-то провести 5-6 суток в поезде было целым испытанием. Но не в нашем случае, потому что сотрудники роты сопровождения поездов всегда готовы были прийти на помощь пассажирам и поездной бригаде.

– Первое время поезда Тында – Москва и Тында – Кисловодск мы сопровождали совместно с сотрудниками вневедомственной охраны, – говорит начальник отделения по работе с личным составом Тындинского ЛО на транспорте  Вячеслав Тарасов, прошедший путь от рядового полицейского до командира роты. – Рота сопровождения поездов была и остаётся самым крупным подразделением нашего линейного отдела. Мы охраняли общественный порядок не только на поездах в границах территориальной подчиненности, но и сопровождали пассажирские составы до Москвы и Кисловодска.

Поезд, связывающий столицу БАМа с Москвой, был под зорким наблюдением полицейских долгое время – с 1993 по 2003 годы. Их служба финансировалась за счёт средств министерства транспорта: ведомство решало вопросы от питания сотрудников роты до предоставления постельного белья и обмундирования. На такое важное направление всегда подбирались наиболее подготовленные сотрудники транспортной полиции.

– Тогда не было сотовых телефонов и повсеместной связи, сотрудники уезжали на длительное время, а связывались с Тындой только на крупных станциях через коллег на местах, – продолжает Вячеслав Владимирович. – Представитель роты должен был не только уметь оформлять документы, самостоятельно принимать решения, но и обладать способностями психолога. Легче же предупредить преступление или возможное развитие противоправной ситуации, чем его ликвидировать или раскрывать. А ситуации бывали разные: кражи, шумные застолья, вымогательства и даже криминальные разборки.

«Охота» на пассажира

На заре становления новой России полицейским приходилось бороться с мошенниками, которые в народе получили прозвища «картёжники» и «клофелинщицы». Пассажирами поезда Тында – Москва часто были золотодобытчики, лесозаготовители и строители. Они ехали на вахтовый участок или возвращались оттуда домой. Тогда банковских карточек не было, поэтому пассажиры всегда везли с собой крупную сумму денег. За такими велась настоящая охота.

Полицейские вспоминают, что очень часто приходилось ловить тех, кто подсаживался в поезд, чтобы поиграть в карты и обобрать работягу до нитки. Женщины, которых называли «клофелинщицами», были ещё изощрённее: они как тонкие психологи заблаговременно определяли жертву, заводили с ней знакомство, устраивали застолье, а в спиртное подсыпали снотворное. После того как клофелин начинал действовать, дамы оставляли своих визави без денег.

– Несмотря на то что в то время процветал такой вид преступности, наш поезд картежники и клофелинщицы старались обходить стороной, – рассказывает заместитель начальника Тындинского ЛО на транспорте Алексей Шаманский. – Состав Тында – Москва сопровождали опытные полицейские, которые ещё до совершения преступления могли интуитивно определить: кто из пассажиров имеет противоправный умысел. За такую бдительность пассажиры начинали уважать и доверять полицейским. С нами можно было не бояться, что с бедой, произошедшей в пути, ты останешься один на один.

Безопасность поезда Тында – Москва ценили не только тындинцы, но и «звёздные» пассажиры, которые ездили с концертами по городам и весям нашей большой страны.

– Во время несения службы в поезде происходили удивительные встречи с участниками легендарной группы Scorpions, – вспоминает Вячеслав Тарасов. – Наш поезд выбирал народный артист России Геннадий Заволокин и его популярный в то время музыкальный проект «Играй, гармонь любимая!». Очень часто приходилось встречать кавээнщиков, которые играли в высшей лиге клуба. Когда заводили с такими пассажирами разговор, они чаще всего вторили, что в нашем поезде спокойно и безопасно.

Школа профессионального мастерства

В судьбе роты сопровождения поездов происходили и удивительные случаи. Чаще всего подразделение состояло из молодых сотрудников, которые много времени проводили в пути. Но ведь надо ещё успеть завязать с кем-то отношения и создать семью. Поэтому не удивительно, что стражи порядка строили отношения с проводницами поездов. В Тындинском ЛО на транспорте немало таких сотрудников, которые именно в поезде нашли свою судьбу и построили крепкие семьи. Но не только такими историями богата летопись роты. Многие из полицейских этого подразделения и сейчас работают в отделе, возглавляя те или иные ответственные направления. Для многих сопровождение пассажирского поезда и поддержание в нём общественного порядка, раскрытие преступлений и правонарушений на колесах стало отличной школой профессионального мастерства. Командирами роты в разные годы были Иван Бездетный, Андрей Печеникин, Владимир Павленко, Вячеслав Тарасов, Александр Матвеев, Андрей Фурман. Второй год подразделение возглавляет капитан полиции Сергей Серов, который начинал службу обычным милиционером роты сопровождения поездов.

– Таких разносторонних знаний и умений практической работы, пожалуй, не даёт не один институт, – говорит оперуполномоченный уголовного розыска, а в прошлом сотрудник роты ППСП Алексей Ревякин. – В поезде может произойти всё что угодно: от жестокого убийства до банальной кражи. Находясь в пути, обеспечивая безопасность пассажиров и поездной бригады, ты и психолог, и следователь, и эксперт-криминалист.

Сегодня рота сопровождает составы сообщением Тында – Москва, Тында – Кисловодск, Тында – Комсомольск, Нерюнгри – Хабаровск, Нерюнгри – Новосибирск, но только в границах своего участка. С 29 ноября 1994 года и по сей день под оком страж порядка находится фирменный поезд «Гилюй», связывающий наш город со столицей Приамурья – Благовещенском. Его полицейские сопровождают от станции отправления до места назначения. Несмотря на развитие технологий, появление средств связи и оборудования хлопот у роты сопровождения поездов хватает. С 2003 года под сопровождение был взят и пассажирский поезд Хабаровск – Нерюнгри. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за довольно короткое время в этом некогда неспокойном составе полицейским удалось навести порядок. Нарядами сопровождения выявлены и пресечены десятки тысяч административных правонарушений, более тысячи преступлений. В адрес страж порядка поступают благодарности от пассажиров и поездных бригад со всей страны.

– В 2005 году, когда Казань праздновала 1000-летие, сотрудники нашей роты вновь стали полностью сопровождать поезд Тында – Москва, – заключает Вячеслав Тарасов. – Этому событию радовались не только мы, но и поездная бригада и пассажиры. Когда на столичном вокзале наши земляки видели сотрудника Тындинского линейного отдела на транспорте, они говорили: «Как приятно видеть своего полицейского! Это значит, что мы уже почти дома, можно не переживать за порядок в поезде». Эти слова дорогого стоят, ради них хочется работать.

Оборона чеченских мостов

16 лет назад милиционеры патрульно-постовой службы Тындинского ЛОВД (ЛОВД на ст. Тында) прапорщики милиции Сергей Рязанцев и Геннадий Куликов, сержант милиции Эдуард Канашин находились в командировке в Чеченской Республике. В разгар контртеррористической операции на Северном Кавказе они охраняли и обороняли важный объект – железнодорожный мост через реку Аргун.

Спустя год, в мае 2001 года, в пекло чеченской войны были отправлены четверо наших земляков – Ринат Низамов, Александр Сорокин, Андрей Солдатенко, Сергей Рязанцев. За время боевой командировки потерь среди личного состава Тындинского ЛОВД (ЛОВД на ст. Тында) не было допущено.

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

828