Меню
16+

Интернет-портал Gazeta-bam.ru

03.09.2014 00:02 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 27.08.2014 г.

Владимир Путин: Эффективность реконструкции Транссиба и БАМа не вызывает сомнений

Автор: Виктор Чагин
Источник: "Гудок"

В Якутске президент провел совещание по вопросам развития Дальнего Востока, в ходе которого дал четко понять, что средства ФЦП, выделенные на развитие железных магистралей, должны быть потрачены по назначению.

1 сентября Владимир Путин провел совещание по развитию Дальнего Востока. В качестве площадки для проведения столь масштабного и важного мероприятия Якутск был выбран неслучайно. Республика Саха — один из наиболее динамично развивающихся регионов российского Востока. В последнее время здесь запроектированы, начаты и реализованы многие транспортные и инфраструктурные проекты.
Если мост через могучую Лену только предстоит построить, то сдача во временную эксплуатацию завершающего участка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали "Томмот—Нижний Бестях (Якутск)" была осуществлена буквально накануне совещания, 31 августа. Что значит для Якутии подобная магистраль, говорить не приходится. Этот проект несет веерный эффект. Все проекты, реализуемые на территории, должны нести мультипликативный эффект, эта мысль легла лейтмотивом встречи. Только тогда регион сможет заработать. 
Дальний Восток должен развиваться, несмотря на политические и экономические факторы 
Во вступительном слове к участникам совещания Владимир Путин особо подчеркнул значимость реализации проектов, заложенных в программе развития региона. "Хотел бы еще раз повторить: развитие дальневосточных территорий — это один из наших национальных приоритетов, ключ к решению многих экономических, социальных, демографических и даже геополитических проблем. Безусловно, нужно учитывать и особенности внешнеполитической ситуации. 
Имею в виду те ограничения, которые взаимно введены и нашими партнерами, к сожалению, из ряда стран, и нами в ответ. Эффективным ответом могут быть разные варианты наших действий, — начал президент. — Хочу вновь подчеркнуть: главная цель — обеспечить подъем и опережающее развитие Дальнего Востока, превратить его в преуспевающий, привлекательный для жизни и ведения бизнеса регион, создать точки роста, которые станут локомотивами будущего развития. В этой связи хотел бы обратить ваше внимание на несколько вопросов, которые считаю приоритетными". 
Регион не должен чувствовать оторванности от центра 
"Первое — это повышение транспортной доступности региона, снятие инфраструктурных ограничений, как в деле развития внутреннего рынка, так и в развитии экспорта. Необходимо в соответствии с графиком модернизировать БАМ и Транссиб. Эти магистрали имеют стратегическое значение для развития Дальнего Востока. 
Без надежной транспортной сети трудно реализовывать масштабные инвестпроекты в самом регионе, в целом раскрыть потенциал территорий и повысить региональную экономическую привлекательность. И потом, мы понимаем: ведь это чисто экономические проекты, и их эффективность не вызывает никаких сомнений. Отдача будет сразу же практически после реализации". 
Темп развития территорий напрямую связан с интенсивностью инвестиций 
"Второе — это создание условий для привлечения в регион дополнительных инвестиций — как отечественных, так и иностранных. При этом речь, прежде всего, идет о вложениях в традиционные и новые сектора, в освоение месторождений и формирование инфраструктуры, строительство, развитие транспорта, сельского хозяйства и, разумеется, ТЭКа, в переработку сырья и создание современных производств, в том числе ориентированных на экспорт. Знаю, что Минвостокразвития рассматривает ряд приоритетных инвестпроектов, и хотелось бы сегодня тоже послушать, в каком они находятся состоянии. 
Напомню, что два года назад у нас был создан Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона под управлением ВЭБа. Однако по сути дела он так и не заработал: средства — а это где-то от 15 до 20 млрд рублей — так и остались лежать на депозитах. 
Чтобы повысить инвестиционную привлекательность дальневосточных территорий, нужно активнее применять лучшие практики стран АТР. В максимальном объеме снижать и сроки административных процедур при строительстве производственных объектов, упрощать доступ к инфраструктуре: электро-, газоснабжению, дороги, конечно, строить и иные коммуникации. Здесь сегодня есть и коллеги, которые занимаются инвестициями, которые уже работают или готовы работать на Дальнем Востоке". 
Территорий опережающего развития — козырь России в игре на рынке АТР "Еще одна ключевая задача — формирование территорий опережающего развития, которые по условиям инвестирования и ведения бизнеса должны стать конкурентоспособными по отношению к ключевым деловым центрам Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечить приток новых капиталовложений в производства, ориентированные на динамично растущее развитие азиатских рынков. 
Знаю, что проект закона, необходимого для создания территорий опережающего развития, практически готов. Уже в осеннюю сессию он должен быть внесен в Государственную Думу. Вместе с тем напомню, что в Послании Федеральному Собранию была поставлена задача до 1 июля текущего года утвердить перечень территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, а также их критерии". 
Проект развития Транссиба и БАМа "отразил" натиск Минвостокразвития 
Создание территорий опережающего развития на Дальнем Востоке требует поиска новых источников финансирования, заявил Владимир Путин. При этом вариант, предлагаемый Минвостокразвития о перенаправлении средств, предусмотренных на модернизацию БАМа и Транссиба, не получил поддержку. 
"Нам стоит определиться с приоритетами при формировании федерального бюджета — где-то уменьшить, а где-то добавить. Речь идет не о таких уж больших объемах. Возможно использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), но при условии — не увеличивать расходы. Нужно найти источники для реализации проекта предложенного Минвостокразвития", — сказал Путин. 
По оценке Минвостокразвития, реализация 18 крупных инвестпроектов позволит привлечь на Дальний Восток 2,5 трлн рублей инвестиций, создать 40 тысяч новых рабочих мест, в течение 10 лет обеспечить 675 млрд рублей налогов. При этом для практической реализации проектов в ближайшие десять лет потребуется 216 млрд рублей. 
Кроме этого, ведомство согласовало 14 площадок для создания территорий опережающего развития. Здесь также в течение 10 лет планируется привлечь 600 млрд рублей инвестиций, создать более 35 тыс. рабочих мест. Для того, чтобы подготовить эти площадки, требуется 88,8 млрд рублей. А может ли развитие магистральной транспортной инфраструктуры подождать? 
"Основная проблема — требуется найти средства. ФЦП "Развитие Дальнего Востока" сегодня на 100% состоит из транспортных объектов. При этом 40% — это модернизация БАМа и Транссиба. Всего в ближайшие три года финансирование программы планируется в объеме 190 млрд рублей, в том числе 76,4 млрд на эти два направления. Мы предлагаем эти средства (76,4 млрд рублей) направить на реализацию инвестпроектов и создание ТОРов. Это позволит уже с 2015 года дать им старт", — сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка. 
Данная инициатива не получила поддержки со стороны президента и участников совещания — главы РЖД Владимира Якунина и вице-спикера Совета Федерации Вячеслава Штырова. По их оценке, транспортная составляющая является одним из факторов дальнейшего развития макрорегиона и не учитывать этого, значит изначально обрекать эти проекты и ТОРы на неудачу. 
В соответствии с поручением главы государства в ближайшее время правительству необходимо найти источники финансирования с учетом формирования трехлетнего федерального бюджета. 
Напомним, законопроект "О территориях опережающего развития" будет рассмотрен Госдумой этой осенью, после чего его должен утвердить президент страны. 
Подводя черту под вопросом, Владимир Путин напомнил собранию, что есть такие фундаментальные базовые основы инфраструктуры — магистральные сети, железнодорожные, автомобильные, энергетические. И без их развития и укрепления все остальное развиваться не может. Это совершенно очевидная вещь. "Если мы настроим каких-то объектов, а потом выяснится, что есть естественные ограничители по магистральным сетям, то тогда это бессмысленно. Тогда в этом смысле мы тоже зайдём в тупик. 
Одно дело — построить, другое — вдохнуть жизнь 
Президент остановился еще на одном обстоятельстве: развитие магистральных транспортных направлений требует постоянного внимания. 
К сожалению, есть исключения, позволяющие судить о недальновидности тех или иных руководителей. В качестве одного из примеров "недоразвития" транспортной инфраструктуры следует рассматривать федеральную автомобильную дорогу "Амур" Чита—Хабаровск. Четыре года назад Владимир Путин за рулем Лады "Калина" лично осуществил приемку одного из участков трассы. Сегодня дорога встречает автомобилиста бесчисленными ямами и просадками. На дорогу возлагались надежды как на инфраструктурный объект, способный вдохнуть жизнь в придорожные населенные пункты ЕАО, Амурской области и, в особенности, Забайкалья. Но трасса так и не заработала.

Новости партнеров

Новости партнеров

Новости партнеров

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.