Тындинские мастерицы вышивают дивные узоры
С древних времён почиталось умение создавать на ткани дивные узоры. Занимались этим искусством женщины любого возраста и социального происхождения.
«Тайна русского узора» – такой темой открылось заседание видеолектория «Встречи с прекрасным» в городской библиотеке.
С древних времён почиталось на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. И занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и социального происхождения. Великие княгини вышивали в дар храмам. А в монастырских мастерских трудились белошвейки и золотошвеи. Дочери купцов и помещиков также проводили немало времени за шитьём. Но самое большое распространение вышивка имела в народной среде, в русской деревне, где разнообразные узоры были главным украшением одежды и других предметов быта. Ведь для вышивки не требовалось сложных приспособлений. Холст, нитки и игла были в каждом доме.
Вышивать начинали ранней весной, когда наступала пора длинных дней, а до сельскохозяйственных работ было ещё далеко. Хозяйка дома вместе с дочерьми торжественно приступала к этому занятию. Люди видели в вышивках не только способ украсить ткань, но и возможность наделить её при помощи древних орнаментов особой чудодейственной силой, способностью защитить от разных бед и недугов.
Подготовленные за долгие зимние вечера холсты превращались в руках мастериц в праздничные одеяния, полотенца, подзоры, скатерти, орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира, где главное место отводится солнцу. Солнце, по народным представлениям, праведное и чистое, противопоставлялось всему тёмному, злому. Оно почиталось как источник жизни, обладающий очистительной силой. В древности к солнцу обращали молитвы о плодородии и благоденствии. Поэтому не случайно в любом орнаменте русской вышивки встречается солнце, изображённое в виде креста. Крест – знак солнца и огня.
Большое значение в русской вышивке имеет ромб. Ромб подчёркивал идею плодородия, продолжения жизни. Также ромб воспринимался как знак матери-женщины, матери-земли. Ромб использовали в вышивке для изображения коней, птиц, деревьев, головы Великой матери. Особенно обильно узорами из ромбов украшали наряд невесты, будущей матери, продолжательницы рода.
Земля в представлении русских крестьян наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать сыра земля». Крестьяне отмечали день именин земли, когда нельзя её было тревожить, копать. Нарушивший этот запрет навлекал на себя беды. Вышивали её на полотенцах и подзорах в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, а у ног или по краю проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Сложная по очертанию фигура, напоминающая соединение женской фигуры и дерева, называлась в народе «рожаница» и вышивалась на женской одежде, простынях и полотенцах, игравших большую роль в свадебных и родильных обрядах.
Другим, самым распространённым героем русских вышивок была птица, предстающая в образе птицы-павы в виде изящной уточки или грациозного лебедя, плывущего по волнам. И это символично, потому что птица вбирала в себя множество различных символов, приносящих добро человеку.
Издавна птица считалась олицетворением женского начала с присущими ему лаской, заботой, любовью. Недаром до сих пор живёт сравнение женщины с лебёдушкой, уточкой, пришедшее к нам из глубины веков. Неразрывно с женским началом жил в птице символ матери, охраняющей своих птенцов и устраивающей дом, гнездо. Поэтому на концах свадебного полотенца обязательно вышивали двух птиц, чтобы было между мужем и женой согласие, а в доме – мир, любовь и добро.
Животворные силы воды, питавшие землю, воспринимались народными мастерицами в виде различных водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Вторая природная стихия – огонь, почитающийся как оберег, как очистительная сила, также изображался в образе птицы с оперением в радужных красках, с роскошным хвостом.
В древние времена, когда связь человека с природой была очень тесной, каждое животное олицетворяло собой определённое начало. Например, с образом оленя связывалось представление о добре, веселье, счастье. Поэтому не случайно он часто упоминался в свадебных песнях, где представал в образе свата. Наряду с оленем хранителем дома также считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное, к которому даже домовой относился с почтением. Его на вышивках изображали то бегущим конём, то наивным коньком-игрушкой, то сказочным конём-птицей, то конём-львом.
Поэтический образ дерева, будь то берёза, дуб или яблонька, в русской вышивке говорил о благополучии, счастье, богатстве. В вышивках дерево было окружено птицами, животными, а само дерево было символом жизни, рождало новую жизнь. В различных обрядах деревьям поклонялись, украшали цветами и лентами. Богородица иногда отождествлялась с белой берёзой. Да и сегодня мы, желая оградить себя от неприятностей, вовсе не случайно стремимся постучать по дереву. Живёт в нас поверье, согласно которому можно было подойти к нему и попросить, чтобы дошли наши молитвы до матушки сырой земли и до солнца небесного. Когда раньше мастерицы вышивали узоры-обереги, они искренне верили в их благотворные силы, что они оградят их от тёмных злых сил.
Праздничное убранство преображало весь дом, каждый уголок обретал своё украшение. Вместе с домом преображалась и сама хозяйка, надевала лучший праздничный наряд, превращалась в величавую берегиню, хранительницу домашнего очага.
Если в ваших семьях хранятся традиционные народные полотенца, скатерти, салфетки, вынимайте их почаще, особенно в праздничные дни, доставляйте радость себе и близким.
Древние народные орнаменты не утратили своей силы и не исчезли со временем, и сегодня многие из нас занимаются вышивкой.
В завершении заседания постоянная участница видеолектория Н.И. Леушина познакомила всех со своими работами.
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости партнеров
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.